Дихотомии Юнга

Карл Густав Юнг в резултате своих исследований человеческой личности выделил 4 пары признаков, которые послужили для основы типологии личности:
  • «мышление»/«чувство»,
  • «интуиция»/«ощущение»,
  • «суждение»/«восприятие» («рациональность»/«иррациональность»),
  • «экстраверсия»/«интроверсия».
В зависимости от признака рациональность/иррациональность у человека доминирует одна из первых двух пар признаков («мышление»/«чувство» для рационалов, и «интуиция»/«ощущение» для иррационалов), при этом понятие экстраверсия/интроверсия применялось только к проявлениям этой доминирующей пары признаков.

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте объединила идеи Юнга с представлениями об информационном метаболизме А. Кемпинского. В результате получилась новая типология — соционика, в которой смысловое наполнение дихотомий имело весьма существенное отличие от юнговских. Поэтому вместо терминов «мышление», «чувство» стали использоваться понятия «логика» и «этика», а вметсо «интуиция» и «ощущение» — «интуиция» и «сенсорика», а также предложила модель психики (называемая сейчас «Модель А»), в которой показывалось, каким образом и насколько эффективно психикой прдеставителей каждого типа обрабатывается тот или иной аспект информационного потока. В соционике все дихотомии считаются ортогональными друг другу, поэтому всего возможно 24=16 типов личности.


Позже математик Григорий Рейнин обосновал, что с точки зрения комбинаторики можно выделить 15 взаимно-ортогональных признаков (включая 4 уже перечисленных), которыми характеризуется представитель каждого типа личности. В результате чего стало возможным определение типа по различным наборам из этих признаков, а сами наборы из четырех признаков, позволяющие однозначно определить тип, получили название базисов.

Тем не менее, четыре дихотомии, изначально использованные Аушрой Аугустинавичюйте, остались наиболее часто используемыми для определения/описания типа (некоторые соционики вообще не признают дополнительных признаков Рейнина) и поэтому получили название «базис Юнга». Таким образом, базис Юнга включает в себя следующие дихотомии:

Логика/Этика

Логик настроен выделение в рассматриваемом объекте объективных закономерностей или особенностей, позволяющих выделить некий класс объектов. Логик абстрагируется от ситуации, деля все свойства и проявления объекта на важные, характерные для всего класса объектов, и малозначимые, и отбрасывает последние из рассмотрения.
Этик вживается в ситуацию, пытаясь эмпатически почувствовать, что происходит именно с этим объектом, без сопоставления с объектами того же класса, и рассматривая все наблюдаемые признаки как значимые.
К таблице признаков

Интуиция/Сенсорика

У сенсориков основной источник восприятия — собственные органы чувств и ощущения его тела, от которых он не может абстрагироваться. В результате сенсорик постоянно собран, полностью находится «здесь» и «сейчас».
Интуит легко переключается с органов чувств на другие источники информации: собственную память, воображение, сигналы от бессознательного. Интуит лучше работает с абстрактной информацией, обнаруживает неочевидные взаимосвязи между событиями и явлениями.
К таблице признаков

Иррациональность/Рациональность

Рационалы прежде чем совершить какое-либо действие, формируют в голове картину того, что хотят получить и обосновывают «зачем я это делаю», а оценка ситуации идет на основе текущего состояния с имеющимися в голове предствлениями об ожидаемом. Восприятие мира у рационалов аналитическое, то есть сначала наблюдаемая ситуация разбивается на составляющие, а потом производится оценка каждой из них по тому или иному набору признаков.
У иррационалов формирования предварительной установки нет, поэтому они более сосредоточены на текущей ситуации, что дает возможность быстрее и гибче реагировать на резкие изменения, но хуже дается отслеживание причинно-следственных связей. Восприятие мира синтетическое: оценка дается всей наблюдаемой ситуации в целом, без дробления на составляющие.
К таблице признаков

Экстраверсия/Интроверсия

Экстраверсия — ориентированность на восприятие самих объектов (процессов, людей, событий, ощущений). Экстраверт испытывает большую потребность в поступлении новой информации, чем интроверт.
Интроверсия — ориентированность на впечатления от всего перечисленного у воспринимающего субъекта, а так же на взаимосвязи и взаимное влияние этих объектов друг на друга. Рассматривая возможные сочетания и варианты взаимосвязей, интроверт способен более глубоко перерабатывать поступившую информацию, за счет чего ему требуется меньше новой, чем экстраверту. У интровертов ориентированность на собственные впечатления зачастую приводит к более субъективному отношению к чему-либо, чем у экстравертов.
К таблице признаков